Все грани философии | Блез Паскаль. Мысли

Случайный афоризм:
Легче умереть, не думая о смерти, чем перенести мысль о смерти, не подвергаясь опасности.

Блез Паскаль. «Мысли»

Все грани философии | Блез Паскаль. Мысли

  1. Сколько бы мы ни гордились нашим проникновением за пределы мыслимых пространств, в нашем распоряжении лишь атомы в сравнении с действительным бытием.
  2. Наши чувства не выносят никаких крайностей.
  3. Крайности как бы совсем не существуют для нас, а мы для них: они ускользают от нас, или мы от них.
  4. По какой причине природа дала мне именно такую продолжительность жизни, почему именно это число, а не другое выбрала она в вечности, перед которой всякие числа теряют свое значение?
  5. Самая низкая черта в человеке, и вместе с тем, величайший признак его превосходства, это искание славы. Он так уважает разум человека, что, имея всевозможные преимущества, недоволен, если не занимает выгодного места в умах людей.
  6. Несчастным может быть только существо сознательное. Бедствовать сознательно может только человек.
  7. Человек велик, сознавая свое жалкое состояние.
  8. Человек сознает свое жалкое состояние. Он жалок потому, что таков и есть на самом деле; но он велик потому, что сознает это.
  9. Слава так сладостна для нас, что с чем бы она ни соединялась, хотя бы даже со смертью, мы любим её.
  10. Любознательность — то же тщеславие. Чаще всего мы хотим узнать что-либо для того, чтобы сообщить об узнанном.
  11. С нами поступают так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами; мы ненавидим правду, и её скрывают от нас; желаем лести, и нам льстят; мы любим чтобы нас обманывали, и нас обманывают.
  12. Связь между людьми основывается только на взаимном обмане. Не много бы дружб уцелело, если бы каждый узнавал, что говорит о нем друг в его отсутствие, хотя именно в этом случае он говорит о нем вполне искренно и беспристрастно.
  13. Оба проводника истины, разум и чувства, помимо присущего обоим недостатка правдивости, еще и злоупотребляют друг другом. Чувства обманывают рассудок ложными внешними признаками. Разум тоже не остается в долгу: душевные страсти помрачают чувства и направляют их по ложному пути.
  14. Мы никогда не ограничиваемся настоящим. То мы желаем, чтобы поскорее наступило будущее и сожалеем, что оно как будто медленно приближается к нам; а то вспоминаем прошедшее, хотим удержать его, а оно быстро от нас убегает. Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам. Все наши мысли могут принадлежать времени, которое давно ушло в прошлое, и поэтому мы без размышления упускаем настоящее.
  15. Настоящее никогда не является для нас целью: прошедшее и настоящее — наши средства, а цель — только будущее.
  16. Жизнь — это сон, только менее непостоянный.
  17. Я часто приходил к тому заключению, что всё несчастье людей происходит от того, что они не умеют спокойно сидеть в своей комнате.
  18. Они уверены, что искренне стремятся к покою, а на самом деле ищут только забот.
  19. Человек от природы так несчастлив, что ему не избавиться от скуки даже тогда, когда по-видимому, для неё нет никакой непосредственной причины. В то же время он так суетен, что, когда у него тысячи существенных причин быть печальным, пустейшая вещь, вроде игры на бильярде, может его рассеять.
  20. Легче умереть, не думая о смерти, чем перенести мысль о смерти, не подвергаясь опасности.
  21. Люди не в силах избежать смерти, бедствий и неведения, вознамерились ради счастья совсем не думать о них; вот и все, что они смогли изобрести для облегчения себя от стольких зол.
  22. Истинная религия указывает человеку и его величие, и его ничтожество, учит уважать себя, любить и ненавидеть.
  23. Христианство странно: оно повелевает человеку признать себя ничтожным, даже презренным и в то же время повелевает ему уподобляться Богу. Без такого противовеса это возвышение сделало бы его безмерно тщеславным, а принижение — отвратительным до последней степени.
  24. Последним выводом разума должно быть признание, что существует бесчисленное множество вещей, его превосходящих.
  25. Исключить разум вполне или признавать только разум — две крайности, одинаково опасные.
  26. Как легко становится понимать святые книги и познать Иисуса Христа, когда действительно презираешь себя!
  27. Истина изменяется только по мере смены людей.
  28. Не страшно ошибиться, признав христианскую религию истинной; но какое несчастье впасть в заблуждение, считая ее ложной!
  29. Никогда зло не совершается полнее и радостнее, как вследствие ложного вывода совести.
  30. Одни боятся не найти Бога, в которого они веровали, другие боятся найти Бога, которого они отрицали.
  31. Молчание — самое сильное гонение. Святые никогда не умолкали.
  32. Все наше достоинство заключается в мысли. Будем же стараться хорошо мыслить — вот начало нравственности.

К оглавлению



© 1998 — 2024