Все грани философии | Марк Аврелий. Наедине с собой

Случайный афоризм:
Кто сказал вам, что существуют законы, которым должно подчиняться наше поведение?

А. Шопенгауэр. «Об основе морали»

Все грани философии | Марк Аврелий. Наедине с собой

  1. Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему
  2. Всё следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним
  3. Что такое смерть? Если взять ее саму по себе и отвлечься от всего, что вымышлено по её поводу, то тотчас же убедишься, что она не что иное, как действие природы. Бояться же действия природы — ребячество; смерть не только действие природы, но действие, полезное ей.
  4. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всегда к мгновению.
  5. Настоящее - вот все, чего можно лишиться, ибо только им и владеешь, а никто не лишается того, чем не обладает.
  6. Жизнь — борьба и странствование по чужбине.
  7. О смерти: Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани: пора сходить.
  8. Следует быть правым, а не исправляемым.
  9. Избирай лучшее и держись его. «Но лучшее — это полезное». Если оно полезно для тебя как для существа разумного, то береги его, если для тебя как животного, отрекись от него.
  10. Каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто давно опочил.
  11. В любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа.
  12. Смерть есть такая же часть природы, как и рождение.
  13. Устрани жалобу на вред — устранится и сам вред.
  14. Все прекрасное, чем бы оно ни было, прекрасно само по себе: похвала не входит в него составной частью. Поэтому от похвалы оно не становится хуже или лучше.
  15. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
  16. Где, в самом деле, человек, не менявший своих взглядов?
  17. Следует ли считать благом то, при мысли о чем вполне уместно замечание: «Прибредшему эти блага в изобилии некуда будет и помочиться»?
  18. Стремиться к невозможному — безумно.
  19. Кто-нибудь поступает плохо по отношению ко мне? Ну что же, это его дело. У него свое душевное настроение и свой образ действия. Я же таков, каким желает, чтобы я был, общая природа, и поступаю так, как желает, чтобы я поступал, моя собственная природа.
  20. Ты можешь здесь жить так, как рассчитываешь жить, уйдя отсюда.
  21. Смерть есть одна из наших жизненных задач.
  22. Лучший способ оборониться от обиды — не уподобляться обидчику.
  23. Что делают люди! Своих современников, живущих вместе с нами, они прославлять не желают. А сами, между тем, чрезвычайно высоко ставят славу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Ведь это почти то же, что огорчаться по поводу того, что уже предки не пели тебе хвалы.
  24. Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще не возможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.
  25. Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неисправно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.
  26. Бога, лишенного намерений, трудно и помыслить.
  27. Скоро ты забудешь обо всём и всё, в свою очередь, забудет о тебе.
  28. Человеку свойственно любить и заблуждающихся
  29. Природа не так уж тесно связала тебя с телом, чтобы ты не мог отмежеваться и свое дело делать сам.
  30. Смешно, стараясь избежать чужой порочности — что невозможно, — не стараться избежать своей собственной — что вполне возможно.
  31. Никто не устает получать пользу. Не уставай не получать пользу, принося её.
  32. Раскаяние есть упрек, обращенный к самому себе за упущение чего-либо полезного.
  33. Изменение своего мнения и согласие с тем, кто указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму.
  34. Сколько усилий затратили предки, чтобы оставить себе преемника — и все же кто-нибудь да должен остаться последним.
  35. Тебя гнетет не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее.
  36. Если взор твой изощрен, говорит философ, докажи это на деле, разобравшись в самом мудреном.
  37. Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывает, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся.
  38. Оставайся постоянно в пределах первых представлений, ничего не примышляя к ним сам от себя, и с тобой ничего не будет. Или, ещё лучше, примысли, но как человек, знающий все происходящее в мире.
  39. Поступки другого человека следует оставлять при нем.
  40. Не все же разговаривать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им.
  41. Почему тебе недостаточно провести достойно свой краткий век?
  42. Никто не бывает настолько удачлив, чтобы смерть не вызвала в ком-либо из окружающих чувства злой радости.
  43. Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принес пользу самому себе.
  44. Нет условий жизни, более приятных для философствования, нежели те, в которых ты теперь находишься!
  45. До какого лицемерия нужно дойти, чтобы сказать: «Я намерен быть искренним в отношениях с тобой». Что делаешь ты, человек? Не следует предупреждать об этом — это выяснится само собой: содержание твоих слов должно быть запечатлено на твоем челе.
  46. Многому следует поучиться, прежде чем с уверенностью высказываться о чужих поступках.
  47. Пока еще жив, стань, наконец, человеком!
  48. Ты не станешь учить письму и чтению, прежде чем научишься сам. Тем паче - жизни.
  49. Виноград зеленый, зрелый, выжатый — все это переход не в то, чего нет, а в то, чего нет теперь.
  50. Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придаем меньшее значение, нежели убеждению других. Мы более стесняемся своих ближних - что они подумают о нас?

К оглавлению



© 1998 — 2017